Размер:
Цвет:

Материалы в ежегодный Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году


Введение

 

10 декабря 1930 года в составе Уральской области был образован Остяко-Вогульский национальный округ. В 1932 году первый Окружной съезд Советов постановил назвать столицу округа Остяко-Вогульском.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 октября 1940 года Остяко-Вогульский национальный округ переименован в Ханты-Мансийский. 14 августа 1944 года он вошёл в состав вновь образованной Тюменской области.

Эпоха нефти и газа в Ханты-Мансийском округе началась в 1950-е годы.  21 сентября 1953 года скважина Р-1 неподалеку от Березова дала мощный фонтан природного газа. Фонтан разрушил буровую, но стал решающим аргументом в пользу перспективности Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. 1960 год – открытие месторождения промышленной нефти, скважина № 6 Шаимского месторождения.

В короткие сроки в крае был создан гигантский топливно-энергетический комплекс. 10 июня 1978 г. на промыслах Западной Сибири была добыта миллиардная тонна нефти. Еще через три с небольшим года, 25 октября 1981 г., нефтяники добыли второй миллиард сырья. Сегодня в Югре добывается 51% всей российской или 5% мировой нефти. Самым крупным остается Самотлорское месторождение.

В 1993 г. Ханты-Мансийский автономный округ получил статус субъекта Российской Федерации; с 2005 г. округ стал официально именоваться «Югра».

Сегодня Югра – один из самых динамично развивающихся регионов мира. Край стойбищ и поселков стал ресурсно-индустриальной опорой России, очагом правовых, экономических, социокультурных инициатив и инноваций.

Географическое положение

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины, одной из крупнейших равнин в мире. По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России – Обь и Иртыш.

На севере округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, на северо-западе – с Республикой Коми, на юго-западе со Свердловской областью, на юге – с Тобольским и Уватским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке – с Томской областью и Красноярским краем.

Площадь округа составляет 534,8 тыс. кв. км, более 3% площади России. Население округа –1631,24 тыс. человек. Административный центр – Ханты-Мансийск. В округе 9 районов, 13 городских округов, 26 поселков городского типа, 58 сельских поселений. 

Природно-климатические условия

Климат округа резко континентальный, характеризуется быстрой сменой погодных условий.

Средняя температура января по округу от -18°С до -24°С. Абсолютный минимум температуры воздуха для нашего округа находится в пределах от -48°С до -60°С.

Самый теплый месяц июль, средняя температура от +15,7°С до +18,4°С. Абсолютный максимум температуры воздуха на территории округа составляет от +34°С до +37°С.

Среднее годовое количество осадков по округу составляет 443-610мм. Максимальное их количество выпадает в июле и августе.

Демографическая характеристика

На 1 января 2016 года численность постоянно проживающего населения Югры составила 1631,240 тыс. человек.

В Югре население преимущественно проживает в городской местности – 1500,740 тыс. человек, в сельской местности – 130,500 тыс. человек.

Плотность населения округа – 2,9 человека на 1 кв.км.

Самыми крупнонаселенными городами являются г. Сургут, г. Нижневартовск,             г. Нефтеюганск.

Административный центр г. Ханты-Мансийск – занимает среди городов округа 5 место по численности населения – 90,9 тыс. человек, что  составляет 5,7% от всего населения округа.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является исторической родиной коренного населения, которое представлено тремя небольшими по численности народностями: ханты, манси, ненцы. Коренные малочисленные народы сегодня составляют около 2% всего населения округа (30 тыс. человек).

В настоящее время Ханты-Мансийский автономный округ – Югра  - это самостоятельный субъект федерации с численностью населения более 1,6 млн. человек,                  17 тыс. человек или примерно 2% - это представители коренных малочисленных народов Севера: ханты, манси и лесные ненцы половина из которых ведут традиционный образ жизни. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра разделен на 9 районов, 13 городских округов, 26 поселков городского типа, 58 сельских поселений.

            Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из важнейших задач Правительства Ханты - Мансийского автономного округа в области безопасности и обеспечения устойчивого развития округа.

Для противодействия конкретным природным и техногенным угрозам создана территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (территориальная подсистема РСЧС автономного округа).

Основными задачами в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в 2015 году стали:

совершенствование взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, сопряжение и развитие обеспечивающих их работу информационно-управляющих систем;

совершенствование взаимодействия с органами повседневного управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, повседневного управления силами постоянной готовности РСЧС при выполнении ими задач по предназначению в ЧС, вопросов по управлению силами РСЧС при ЧС (происшествиях) различного уровня;

совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

развитие правовой базы муниципальных образований по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, создания и развития аварийно-спасательных формирований (далее – АСФ);

обеспечение готовности органов управления, сил и средств РСЧС к реагированию на ЧС, совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ЧС, развитие систем информационного обеспечения;

создание и поддержание необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения;

участие в реализации проектов создания в субъектах Российской Федерации центров управления в кризисных ситуациях, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований путём консолидации ресурсов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

участие в развитие общероссийской комплексной системы информирования населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) на территории субъекта Российской Федерации;

использование ОКСИОН для оповещения населения об угрозах ЧС и совершенствования его навыков и знаний в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

модернизация территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения автономного округа.

Доклад разработан на основе материалов представленных исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организациями.

В докладе представлены статистические данные о произошедших чрезвычайных ситуациях, выполненных мероприятиях по снижению риска их возникновения, отражены проблемы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Доклад дает оценку ситуации по защите населения и территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2015 году. Раскрывает новые направления деятельности по совершенствованию территориальной подсистемы РСЧС автономного округа и решению стоящих проблем.

Глава 1. Потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1.1. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2015 году

 

В 2015 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры зарегистрировано 7 чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) техногенного характера:

- 3 авиационных катастрофы;

- 2 ДТП с тяжкими последствиями;

- 1 происшествие на водном транспорте;

- 1 прорыв газопровода.

Сведения о чрезвычайных ситуациях по характеру и виду источников возникновения, произошедших в 2015 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономного округа) представлены в таблице 1.1.

Сведения о ЧС и их последствиях приведены в таблице 1.2.

В соответствии с классификацией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г № 304, ЧС распределились следующим образом:

Техногенные чрезвычайные ситуации

Взрывы и пожары – в отчетном году ЧС не зарегистрировано.

ДТП в 2015 году на дорогах автономного округа зарегистрировано 2 ЧС - ДТП с тяжкими последствиями. В результате ДТП погибло 10 человек и 2 человека пострадало. Предварительный ущерб двух аварий составляет 1 520 000 рублей.

На воздушном транспорте в истекшем году зарегистрировано 3 ЧС – падение одномоторного самолета, крушение легкомоторного гидросамолета, жёсткая посадка вертолёта. В результате 3 ЧС погибло 5 человек. Пострадал 1 человек. Предварительный ущерб – 4 300 000 рублей.

На водном транспорте зарегистрировано 1 ЧС – перевертывание моторной лодки. В результате ЧС погибло 6 человек. Предварительный ущерб – 100 000 рублей.

Аварии на магистральных трубопроводах – в отчетном году зарегистрировано 1 ЧС – возгорание магистрального газопровода. На месте происшествия погибших и пострадавших нет. Экологический ущерб составил – 57,102 тыс. руб.

Аварии на электроэнергетических системах и тепловых сетях - ЧС не зарегистрировано.

Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций, произошедших в 2015 г. по сравнению с 2014 г. (далее АППГ) приведена в таблице 1.3.

Материалы, содержащие анализ сведений о видах ЧС, их количестве, тенденциях роста, материальном ущербе в 2015 году по сравнению с АППГ, представлены в таблице 1.4.

Распределение ЧС по масштабности на территории автономного округа в 2015 г. по сравнению с 2014 г. в процентах приведены в таблице 1.5.



Опубликовано: 01.03.2016 16:18        Обновлено: 03.02.2017 16:00