Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Обзор правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 9 месяцев 2017 года

Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одним из самых молодых видов регионального надзора на территории автономного округа. Учитывая, что, в полном объеме, Департамент гражданской защиты населения Югры осуществляет функцию по надзору с января текущего года, провести сравнительный анализ с прошлым периодом не представляется возможным.

Нормативный правовой приказ Департамента гражданской защиты населения Югры «Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» прошел государственную регистрацию 29 июля 2016 года.

Предметом регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является проверка выполнения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в отношении следующих объектов надзора:

органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

организаций, создающих силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и входящих в состав звеньев территориальной подсистемы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

иных организаций, на которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности, если они не подлежат федеральному государственному надзору.

По информации, предоставленной органами местного самоуправления, на 1 января 2017 года, на учет взято 320 объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На 2018 год Перечень сформирован, и состоит из 565 поднадзорных объектов.   

При формировании планов проверок на 2017 год включены 11 объектов надзора, в том числе 1 проверка органа местного самоуправления, в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства надзорных мероприятий не планировалось и не проводилось.

В отношении объектов надзора за 9 месяцев текущего года, проведено 11 проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, из них:

- 8 плановых проверок;

- 3 внеплановые проверки.

В результате проверок за 9 месяцев 2017 года выявлено 13 нарушений, выдано 13 предписаний.

Должностными лицами надзорной деятельности за 9 месяцев 2017 года составлено 9 протоколов об административных правонарушениях, из них: 6 - по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», 3 - по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль)».

За 9 месяцев года, мировыми судьями, за нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера к административной ответственности в виде штрафа привлечено 8 юридических лица на сумму 385 тысяч рублей, из них за неисполнение законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 350 тысяч рублей, и 35 тысяч рублей за неисполнение выданных предписаний.

Наложенные административные штрафы зачисляются в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 %.

Основными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в прошедшем периоде явились:

1. Отсутствие Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; Основанием для разработки такого Плана является пункт 23 Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановление Правительства РФ №794), которым четко регламентировано, что проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.

2. Не созданы резервы финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, либо создаются в недостаточном количестве; Норма, предусматривающая создание резерва финансовых резервов, для органов местного самоуправления указана в статье 25, а для организаций в статье 14 закона Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что чрезвычайная ситуация локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей; а чрезвычайная ситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера. Из чего следует, что объекты обязаны создавать резерв финансовых средств не менее 100 тысяч рублей, а органы местного самоуправления не менее 5 млн. рублей.

3. Отсутствие планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; Основанием для разработки Планов является нормативный правовой приказ МЧС России «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

4. Руководители предприятий, и лица назначенные на должность, связанную с выполнением обязанности в области защиты от чрезвычайных ситуаций не проходят курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования лиц; Положением о подготовке населения в области в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (постановление Правительства РФ № 547) определено, что руководители органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

5. Не обеспечивается проведение учений и тренировок на объектах в области защиты от чрезвычайных ситуаций; Учитывая нормы Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (постановление Правительства РФ № 547) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках является обязательным.

Чаще всего, выявленные нарушения даже не требуют финансовых затрат, а проблема заключается в нескоординированности действий организаций с постоянно действующими органами управления муниципального звена территориальной подсистемы, а именно, нет взаимодействия между организациями и структурными подразделениями администраций муниципальных образований, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

За 9 месяцев текущего года в адрес Департамента гражданской защиты населения Югры представлений органов прокуратуры, обращений граждан по вопросам надзорной деятельности не поступало, заявления в суды о нарушении прав и законных интересов объектов надзора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подавались. Прекращенных мировыми судьями дел об административных правонарушениях нет.

В целях совершенствования контрольно-надзорной деятельности Правительство Российской Федерации своим постановлением «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с 1 января 2018 года обязало должностных лиц осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, при проведении плановых проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) должны содержать перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

На сайте Департамента гражданской защиты населения Югры в разделе «Региональный надзор» размещена форма проверочного листа, с указанием проверяемых вопросов.

В целях совершенствования организации работы по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Департаментом утвержден перечень правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках ЧС. Данный перечень размещен в сети Интернет на официальном сайте Департамента.

Анализ правоприменительной практики деятельности Департамента гражданской защиты населения автономного округа при осуществлении надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера позволяет сделать вывод об отсутствии избыточных обязательных требований, предъявляемых к поднадзорным объектам.

Опубликовано: 21.11.2017 14:45        Обновлено: 14.02.2018 15:02