Размер:
Цвет:

Обзор правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за I квартал 2018 года

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», административным регламентом по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Департаментом гражданской защиты населения Югры осуществляется региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предметом регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является проверка выполнения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в отношении следующих объектов надзора:

органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

организаций, создающих силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и входящих в состав звеньев территориальной подсистемы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

иных организаций, на которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности, если они не подлежат федеральному государственному надзору.

В первом квартале текущего года проведено 5 плановых документарных контрольно-надзорных мероприятий, по соблюдению требований законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС, в отношении юридических лиц и органов местного самоуправления, что на 2 проверки больше, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. В результате проведенных проверок выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений, что на 5 предписаний меньше по сравнению с 1 кварталом 2017 года. В первом квартале текущего года протоколов об административных правонарушениях не составлялось, в отличие от предыдущего периода 2017 года, тогда было составлено 3 административных протокола.

За невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Информирую, что наложенные административные штрафы зачисляются в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 %.

Основными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в прошедшем периоде явились:

Отсутствие разработанного и утвержденного плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; Основанием для разработки Планов является нормативный правовой приказ МЧС России «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», а также постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

Руководители предприятий, и лица назначенные на должность, связанную с выполнением обязанности в области защиты от чрезвычайных ситуаций не проходят курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования лиц; Положением о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (постановление Правительства РФ № 547) определено, что руководители органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

Не утвержден персональный состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Что является нарушением п. 8 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Зачастую, выявленные нарушения не требуют крупных финансовых затрат, проблема заключается в нескоординированности действий организаций с постоянно действующими органами управления муниципального звена территориальной подсистемы, а именно, нет взаимодействия между организациями и структурными подразделениями администраций муниципальных образований, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Правительство Российской Федерации с 1 января 2018 года обязало должностных лиц осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Приказом Департамента гражданской защиты населения Югры утверждена форма проверочного листа, с указанием проверяемых вопросов, и размещена на официальном сайте Департамента в разделе «Региональный надзор».

В целях совершенствования организации работы по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера также Департаментом утвержден перечень правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках ЧС. Данный перечень размещен в сети Интернет на официальном сайте Департамента.

За прошедший период в адрес Департамента гражданской защиты населения Югры представлений органов прокуратуры, обращений граждан по вопросам надзорной деятельности не поступало, заявления в суды о нарушении прав и законных интересов объектов надзора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подавались. Прекращенных мировыми судьями дел об административных правонарушениях нет.

Анализ правоприменительной практики деятельности Департамента гражданской защиты населения автономного округа при осуществлении надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера позволяет сделать вывод об отсутствии избыточных обязательных требований, предъявляемых к поднадзорным объектам.

Опубликовано: 17.05.2018 11:52        Обновлено: 17.05.2018 11:52