Размер:
Цвет:

Доклад

Обзор

правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

за 9 месяцев 2018 года

Департаментом гражданской защиты населения Югры осуществляется государственный региональный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предметом регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является проверка выполнения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в отношении следующих объектов надзора:

органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

организаций, создающих силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и входящих в состав звеньев территориальной подсистемы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

иных организаций, на которых возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, влекущих за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности, если они не подлежат федеральному государственному надзору.

В 2018 году региональный государственный надзор в ЧС, Правительством Российской Федерации, внесен в перечень приоритетных видов надзора. В связи с чем, 19 октября текущего года Правительством автономного округа утверждены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска.

Так, поднадзорные объекты распределены по трем категориям риска:

среднего, умеренного и низкого.

В частности, к категории среднего риска отнесена деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

–         эксплуатирующих опасные производственные объекты 3 и 4 классов опасности, либо гидротехнические сооружения 3 и 4 классов;

–         осуществляющих деятельность в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

–         осуществляющих образовательную деятельность и расположенных на территории, подверженной риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов;

–         осуществляющих предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, а также оказание стационарной медицинской помощи и расположенных на территории, подверженной риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов.

Деятельность данных организаций подлежит проверке не чаще 1 раза в 3 года.

К категории умеренного риска отнесена деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если эти юридические лица и индивидуальные предприниматели или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций входят в состав территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – периодичность проведения надзорных мероприятий составляет не чаще 1 раза в 5 лет.

В отношении организаций, отнесенных к низкой категории риска – плановые проверки не проводятся.

На сегодняшний день Департаментом формируется перечень поднадзорных организаций, и до конца ноября текущего года данный перечень будет размещен на официальном сайте Департамента гражданской защиты населения автономного округа.

29 октября текущего года в городе Сургут состоялась выездная стратегическая сессия федеральных органов исполнительной власти в Уральском федеральном округе по ключевым вопросам формирования благоприятного инвестиционного климата. В рамках стратегической сессии представителями Министерства экономического развития Российской Федерации озвучены нововведения, которые коснутся контрольно-надзорной деятельности с 2020 года, в частности Правительством Российской Федерации будут утверждены единые критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска.

За 9 месяцев текущего года проведено 19 плановых контрольно-надзорных мероприятий, по соблюдению требований законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС, в отношении юридических лиц и органов местного самоуправления, внеплановых проверок не проводилось. За аналогичный период 2017 года было проведено 11 проверок, из которых 3 проверки – внеплановые.

В результате проведенных в 2018 году проверок выдано 23 предписания об устранении выявленных нарушений, что на 10 предписаний больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

За текущий период по части первой статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлено 12 протоколов об административных правонарушениях, за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, что на 3 протокола больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

За невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В текущем периоде 2018 года мировыми судьями наложено административных штрафов на сумму 610 тысяч рублей, за 9 месяцев 2017 года сумма наложенных административных штрафов составляла 385 тысяч рублей.

Информирую, что наложенные административные штрафы зачисляются в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 %.

Основными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в прошедшем периоде явились:

Отсутствие разработанного и утвержденного плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; Основанием для разработки Планов является нормативный правовой приказ МЧС России от 28 декабря 2004 года № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», а также постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

         Организации, независимо от формы собственности, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов разрабатывают Планы.

         На сегодняшний день, основная часть теплоснабжающих организаций обеспечивает теплом за счет газа, но в качестве резервного топлива зачастую используют нефтепродукты, соответственно осуществляют хранение этих нефтепродуктов. Такие организации обязаны применять нормы вышеуказанных нормативных правовых актов Российской Федерации, а соответственно должны разрабатывать Планы.

Руководители предприятий, и лица, назначенные на должность, связанную с выполнением обязанности в области защиты от чрезвычайных ситуаций не проходят курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования лиц; Положением о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (постановление Правительства РФ № 547) определено, что руководители органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

Не утвержден персональный состав комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Что является нарушением п. 8 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Не созданы резервы материальных ресурсов. В соответствии со ст.14 Закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пунктами 6 и 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003г. № 794, пунктом 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. № 1340, определено что, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Не разработан План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу пункта а) ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 23 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.

Не заключен с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договор на обслуживание.

Данная норма регламентируется Законом Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В случае, если организация эксплуатирует опасный производственный объект 4 класса опасности, но не отнесена в установленном порядке к категории по гражданской обороне, такие организации обязаны заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формирования договоры на обслуживание.

Зачастую, выявленные нарушения не требуют крупных финансовых затрат, проблема заключается в нескоординированности действий организаций с постоянно действующими органами управления муниципального звена территориальной подсистемы, а именно, нет взаимодействия между организациями и структурными подразделениями администраций муниципальных образований, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Правительство Российской Федерации с 2018 года обязало должностных лиц осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочный лист.

Приказом Департамента гражданской защиты населения Югры утверждена форма проверочного листа, с указанием проверяемых вопросов, и размещена на официальном сайте Департамента в разделе «Региональный надзор».

         Департаментом, в целях совершенствования организации работы по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для повышения уровня знаний поднадзорными объектами утверждены:

–         перечень правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках ЧС;

–         руководство по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для организаций и учреждений при осуществлении государственного регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

         Со всеми разработанными документами вы так же можете ознакомиться на официальном сайте Департамента гражданской защиты населения Югры в разделе «региональный надзор».

За прошедший период в адрес Департамента гражданской защиты населения Югры представлений органов прокуратуры, обращений граждан по вопросам надзорной деятельности не поступало, заявления в суды о нарушении прав и законных интересов объектов надзора в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подавались. Прекращенных мировыми судьями дел об административных правонарушениях нет.

Анализ правоприменительной практики деятельности Департамента гражданской защиты населения автономного округа при осуществлении надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера позволяет сделать вывод об отсутствии избыточных обязательных требований, предъявляемых к поднадзорным объектам.

Опубликовано: 20.11.2018 10:29        Обновлено: 20.11.2018 10:29